10 лет — внушительная цифра! Тем более в наше время, когда развитие мчится со скоростью света, открывая новые возможности и смыслы. Специалисты IDEA-class рассказывают о том, как за этот период развивалась сфера имиджа и стиля; как менялись тренды маркетинга; почему вырос спрос на коучей и как так получилось, что мир эстетики стал близок к повседневности.


OM

ОЛЬГА МЕНЬШИКОВА

РАЗМЫШЛЕНИЯ О МОДЕ ПОСЛЕДНЕГО 20-ЛЕТИЯ


Время невероятно скоротечно… Вот уже более 20 лет моя профессиональная и творческая жизнь связана с областью имиджа и стиля. Хотя по ощущениям, прошло порядка 7-12 лет, не больше. Сегодня я хочу поделиться с вами моими впечатлениями, выделить некоторые вехи, факты, заметные события в сфере моды двух последних десятилетий. Долгий, наполненный событиями путь…

Мне интересно вспомнить, как все начиналось для меня, как я изучала моду, погружалась в науку о стиле, как все эти годы меня увлекали наблюдения за людьми, тем или иным способом транслирующими свой образ миру.

Сколько интересных, необычных лиц, сколько без вкуса подобранных образов, сколько восторга, сколько разочарований…

Прежде всего, память уносит к отправной точке, в осень 1997 года, именно тогда я поступила в Московский Государственный Университет Культуры и Искусства. Это был конец 90-х, неоднозначное время, когда, с одной стороны, там и тут слышались еще отголоски не так давно распавшегося СССР, а с другой, мы двигались навстречу новому времени, новым атрибутам. В том же 1997 году выходят знаменитые глянцевые журналы — VOGUE, BAZAAR, L’OFFICIEL. Таким образом, нашим соотечественникам приоткрывается недоступный мир Высокой моды.

1

О! Журналы в те времена были большой диковинкой! Наши преподаватели рекомендовали покупать, смотреть, изучать имеющиеся в продаже экземпляры. Тогда в 1997 г это, конечно, было любопытно, информативно, завораживала красивая манера подачи — глянец, роскошные фотографии. Но я вспоминаю и истории, относящиеся уже к 2005-2007 гг., когда многим моим студенткам названия VOGUE, BAZAAR, L’OFFICIEL были в новинку… Меня подобное весьма удивляло.

Помню, покупая первые номера журналов мод, я засматривалась на фрагменты показов — в которых тогда еще не очень-то и разбиралась. На красочных картинках в печати хорошего качества — это было великолепно. Мне безумно нравилось искать логику, было желание, понять идею, замысел той или иной коллекции. Подобные мысли завораживали и уводили вещи в мир прекрасных историй и витиеватых сюжетов.

Постепенно мне становилось все легче понимать манеру, стиль дизайнеров, да и вообще мир моды, стиля, имиджа, связи вещей вдруг стал открывать мне все новые и новые грани, уводить все глубже. Это было сродни путешествию в невиданные и манящие страны, знакомству с их колоритом, достопримечательностями, особенностями культуры.

Я очень многому обязана и с удовольствием, благодарностью всегда вспоминаю Любовь Михайловну Попову — нашего преподавателя, искусствоведа, невероятно талантливую и проницательную женщину. Сколько знаний и полезной информации она дала нам! Именно к ее заслугам я отношу свое сближение с большими историческими эпохами, а также она приоткрыла мне великолепие моды, связь искусства с показами кутюрье.

029

Теперь давайте немного поговорим об одежде.В 90х по всей стране, и в Москве тоже царствовали рынки! В Москве это — в первую очередь «Лужники» и «Черкизовский». Сюда приезжали, здесь одевались, а уж, как и во что, это другой вопрос…

Помню, как открывали ТЦ «Охотный ряд» — колоссальное событие, не иначе! Это сейчас он мне кажется маленьким и не таким уж удобным, а тогда казался невероятным дворцом! У меня кружилась голова и я, собираясь с духом, мужественно переступала порог «MANGO», «Promod», «Naf Naf»… А ведь эти бренды сегодня считаются молодежными, совсем не связанными с высокой модой.

Посещала я также и ТЦ «ГУМ». На сравнении становилось понятно, что такое дорогие бренды, и чем они отличаются от брендов эконом-формата.

Это было время, когда в массовой моде господствовала популярность костюма. Что, наверное, неудивительно и отчасти даже закономерно. Дело в том, что в 90-е мы наблюдаем расцвет офисной жизни и офисного дресс-кода. Для такого, нового в то время формата отлично подходят комплекты: «юбка+топ», «юбка+трикотаж», брючные костюмы. В моде — юбки, удлинённые и прямые, нередко с запахом. В магазинах — обилие трикотажных кофточек на пуговках впереди, чаще всего с v-образными вырезами. Это все мода 90-х, увидеть ее можно в клипах того времени, а также, к примеру, в сериале «Друзья».

Уже тогда было понятно, что платья — женственная форма, предназначенная скорее для пространств вне офиса… Как же в те годы мне было грустно наблюдать и размышлять о том, что платье — забыто. И я загадывала в душе, ждала, была уверена, что платье непременно вернется к нам. Сейчас, конечно, удивительно об этом говорить, так как царит «культ женственности» и платья — повсюду и в тренде. Женщины вновь выбирают лучшую форму! Конец 90-х — это еще и мода на восточные мотивы, рисунок, который мы чаще всего называем «огурец»; много полупрозрачных тканей; запахи на юбках и блузах. Чуть позже буквально мелькнул тренд, относящий нас к спорт-шик, — кроссовки на каблуках.

Но не прижился, а вот уже относительно недавно, 3-4 года назад уверенные позиции среди предпочтений заняли кроссовки и спортивная обувь, только не на каблуке, а на танкетке. Это долгосрочный и всеми любимый тренд! «Нулевые» года — это пора надлома, перехода в новый век, мода не могла не отреагировать и тоже изменилась. К моей великой радости, стали появляться платья, постепенно отстаивая свои позиции и сегодня — это доминантная форма для женщин. Несмотря на модные вехи, я всегда отличала, что уличная мода и то, что мы видим на подиумах, в коллекциях крупных марок — это две абсолютно разные истории! Толпа по-своему понимает заявленные тренды, по-своему миксует одежду… То, что я наблюдаю на улицах, меня чаще очень удручает, так было и 10 и 20 лет назад, остаётся это и сегодня — редко встретишь того, кто порадует чувством вкуса.  ››